Правила строительства семафоров
Постройка путей. От простого к сложному
Правила стройки железнодорожных путей не очень сложны и быстро поддаются освоению. Давайте начнем с общих понятий.
Локомотив перевозит грузы с одной платформы на другую. Чтобы построить и обслуживать состав – необходимо депо. На каждом открытом участке дороги может находится только один состав. Соответственно самая простая конструкция будет – соединить 2 платформы одной железной дорогой и поставить по 1 депо у каждой станции. Строить депо на конечных станциях или в местах загрузки логично, т.к. локомотив может принудительно отправиться на обслуживание. Здесь же ему это не составит труда.
+ этого метода – он очень просто, очень надежен, мобилен (вы можете первоначально застроить самые выгодные позиции на карте), удобен при замене типов рельс
- не гибкий и медленный в развитии, невозможно дальнейшее развитие
Поезд поехал, получаем прибыль все в целом прекрасно. Но малоэффективно. Большую часть времени рельсы простаивают. Если расстояние до места назначения выбрано большое – то вся транспортная сеть становится малоэффективной, т.к. проценты загрузки на платформу падают при длительном отсутствии состава. Спасает положение постановка 2-х локомотивов, каждый по своему пути.
+ очень прост, очень надежен, мобилен, удобен при замене рельс, эффективен при больших расстояниях
- не гибкий и медленный в развитии
Для случаев, когда рядом находятся несколько источников, можно воспользоваться схемой передачи грузов через составы. Отдельно строятся составы, которые через другие составы передают весь свой (однотипный!!!) груз центральному огромному составу, который в свою очередь везет весь свой груз потребителю и приносит прибыль за всех. Способ очень удобный в том плане, что если с потребителем что-либо случается – можно прорыть всего лишь один путь к новому. При этом увеличивается время ожидания грузов на платформе, что отражается на качестве продуктов и соответственно на цене. По этому способ не подходит для скоропортящихся продуктов.
+ прост, надежен, удобен при замене рельс, эффективен при расположении источников рядом
- уменьшается качество продуктов, возможен не во всех случаях
Семафоры
В этом руководстве мы разберем необходимость расстановки семафоров (железнодорожных сигналов). Зачем же они нужны?..
Как было описано выше – на каждом открытом участке может находиться только один состав. Семафоры же делят открытый участок на части. Вот и весь фокус. Соответственно теперь по одному пути могут перемещаться несколько локомотивов. Семафоры также задают направление движения. Периодичность семафоров на пути лучше всего выбирать чуть больше чем среднюю длину состава.
Теперь, раз по железнодорожному пути будут проезжать большое количество составов – можно потратить дополнительные средства на оптимизацию дороги (выровнять подъемы, выпрямить все изгибы, потратиться на дорогие мосты и тоннели).
Итак, построим 2 платформы, соединим их рельсами, далее замкнем дорогу в кольцо. Состав уже может ездить кругами, без препятствий. Проставим семафоры на путях, с направлением, в котором двигается состав. Далее можно построить сколь угодно много составов по одному направлению и таким образом регулировать объем перевозимых грузов. А также при частом прибытии локомотивов, на платформе наблюдается всегда высокие рейтинги.
+ Высокая пропускная способность, высокая эффективность, возможность дальнейшего развития
Далее, к уже существующему кольцу, можно подключить дополнительное, использовав уже существующую часть пути. Тем самым сокращается время постройки. Таким образом, можно нарастить множество дополнительных источников. Беспрепятственно можно таким образом подключить множество путей, главное чтобы они полностью дополняли друг друга. То есть, они должны являться частью или продолжением главной дороги. Ни в коем случае не отростком. Все отростки проще делать отдельными кольцами.
Такая усложненная схема приводит к тому, что составы иногда могут теряться, могут заезжать в ближайшие депо, откуда им снова приходится направляться к месту разгрузки. Сложная схема приводит к скоплению составов, соответственно к пробкам. Некоторые цепочки получаются слишком длинными, и состав начинает чаще ломаться. Решением этих проблем является простановка дополнительных депо на пути. В основном их рекомендуется устанавливать перед развилками и на большом участке пути, где давно не было депо.
+ Высокая эффективность и скорость при опоре на уже существующие рельсы
- сложность контроля, составы могут затеряться, пробки
Основным ограничением данной схемы является однонаправленность. Состав обязан следовать по прямой направляющей. Также это чревато большим скоплением составов в центре или на окончании линии. Линии можно загрузить равномерно, использовав разветвленную схему.
Суть данной системы – создать двунаправленные железнодорожные пути с разветвлениями во всех направлениях. При этом Вам достаточно построить единую систему и постепенно подключать к ней источники и потребителей.
Давайте рассмотрим , как построить такую модель.
Соединяем 2 платформы рельсами в двух направлениях. Расстанавливаем семафоры. Далее у платформ создаем пересечения железнодорожных путей. Прибывший поезд загружается, далее переезжает на рельсы своего направления и направляется к месту отгрузки. При этом он может перекрыть пути для въезда другим локомотивам. Но поскольку на погрузку/разгрузку тоже требуется определенное время – то это не уменьшает пропускную способность.
Это минимальная часть системы. Далее, чтобы подключить к ней дополнительные источники/ потребители – достаточно просто в любом месте путей создать развязку. Схемы для подключения платформ могут быть разные, от этого будет зависеть их максимальная пропускная способность. На развязках рекомендуется строить депо, чтобы проезжающие мимо составы могли с легкостью обслуживаться, не загораживая подступы к платформам.
В случае, если на платформу приезжают все локомотивы и там необходимо обеспечить большое количество локомотивов – применяют разные схемы. В основном их суть – построить дополнительные платформы, обеспечить выезд поездов с противоположенной стороны, чтобы они не мешали вновь заезжающим.
В данном типе схем можно с легкостью управлять загруженностью. Продукция снизилась в двое – один состав легко можно перестроить и направить на другую станцию.
+ Высокая эффективность, высокая мобильность, высокая экономия, возможность дальнейшего развития
- При большой загруженности сетей возможны пробки
Далее Вы можете построить свою стратегию таким образом, чтобы, например, изначально найти станцию, производящую товары из продукции. Построить туда максимальную разгрузку продукции. И как только появляется город, куда можно слить все эти товары – подстроить туда одну ветку, настроить сразу штук 10 составов и получить буквально удвоение прибыли за максимально короткое время.
В игре присутствует большое множество разных видов семафоров.
До этого момента мы пользовались лишь первым из них. Различные типы семафоров способны также помочь при создании сложной идеально работающей системы.
Связка «Въезд – Комбо - Выезд»
Данная группа семафоров работает следующим образом: Если на участке за входящим семафором расположен хотя бы один зеленый выезд – то входящий семафор открыт. Комбинированный тип – работает как входящий и одновременно служит выходным сигналом. Использовать данную цепочку можно следующим образом:
Перед въездом на размен путей рядом с платформой - использовать входящий тип симфора, а непосредственно перед въездами на платформу – выходной тип.
Что это даст? Если станция имеет 2 платформы, а поездов на нее может приехать гораздо больше. Но бывают такие случаи, когда одновременно приезжают все эти поезда. И пока 2 состава загружаются/разгружаются – третий вновь подъехавший будет ожидать перед въездом на территорию развязки. При этом он не будет мешать выезжать составам. Что помогает увеличить пропускную способность и уменьшить вероятность пробок.
Сигналы трассировщики путей
Совсем недавно, в версиях OpenTTD 0.7 появились еще 2 типа семафоров, способные также облегчить жизнь строителю.
Это односторонний и двусторонний трассировщик пути. Работают они следующим образом:
Семафор по умолчанию горит красным цветом. При подъезде к нему состава – на всем участке за семафором, состав как бы бронирует ту ветку, которая нужна ему для проезда. При этом если другой состав может проехать данный открытый участок, не мешая предыдущему составу – он аналогично бронирует ветку и проезжает, не мешая остальным. Эта возможность открывает большие перспективы. Теперь стали иметь смысл обычные перекрестки без мостов. Удобно строить развороты на дорогах для редких случаев, когда состав заблудился. Подъезды к многоплатформенной остановке теперь можно рационально использовать, увеличивая пропускную способность в разы без дополнительных затрат.
Но на прямых участках все же рекомендуется использовать обычный тип семафоров. И вот почему: Если вдруг такое случится, что перекресток будет хорошо загружен и наплыв составов будет ожидать некоторое время – то ИИ состава может решить, что он не туда направлен и далее состав сам по себе разворачивается на 180 градусов. Пока он одумается, пройдет еще 1-2 минуты, при этом все стоящие за ним составы также будут разворачиваться, ища потенциальные другие пути.
Не рекомендуется ставить большие открытые участки за такими семафорами с множеством ответвлений во все стороны. Какому-нибудь составу вдруг взбредет проехаться через все остальные пути по тому пути, который для него более выгодный. При этом может получиться, что его будут ожидать 10-20 составов. Это не приведет к увеличению пропускной способности. Поэтому не стоим злоупотреблять большими открытыми участками.
Двусторонний семафор работает аналогично, только позволяет проезжать составам в обоих направлениях. Это может быть удобно, когда на линии редко встречаются составы. На линии ставятся частые перекрестки и двусторонний семафор. Если вдруг 2 состава будут двигаться в одном направлении и один из них сломается по дороге, или окажется более медленным чем другой – то второй его просто объедет без лишних затруднений. Если же им на встречу будет направляться еще один состав – он просто подождет пока открытый участок будет свободен. Это все равно, что создавать 3-ю дополнительную полосу, только составы сами решают, пользоваться ей или нет. При высокой загрузке это также помогает создать неразбериху и путаницу в движении поездов.
А также такие типы семафоров несут в себе дополнительную потенциальную угрозу для столкновений. Для опытного строителя они очень здорово помогают оптимизировать участки.
Возможны такие топологии сетей:
Стержень
Вы находите участок, где можно расположить прямой путь через всю карту. Далее от него делаете ответвления на все рядом стоящие предприятия. Постепенно создаете дополнительные пути в направлении стержня.
+ Простота постройки
Звезда
Вы находите место, где на карте находится, как можно больше потребителей, которые производят товары для потребления (например: нефтяная станция, лесопилка и завод). Это будет местом разгрузки. Постепенно единый прямой путь с противоположного конца карты будет вести именно туда. Строим большую станцию на входе и подстраиваем туда разгрузку со всех производителей данного типа сырья. И оптимизируем данные пути, чтобы составы по ним не испытывали подъемов и поворотов. При этом остается контролировать лишь объем товаров, вывозимых с основной платформы и регулировать количество тех или иных составов. Далее, как только появятся потребители товаров – ведем по тому же основному пути составы с товарами.
+ Высокие прибыли в перспективе
Кольцо
Подходит для последовательного соединения такой продукции, как пассажиры и почта. Соединяем последовательно все (крупные) города одним большим кольцом. Далее просто пускаем в одном направлении множество составов «Без ожидания полной погрузки». Города постепенно только растут и прибыли только увеличиваются
+ Пробок не существует
Подведем итоги по информации о железнодорожных сигналах
Старый вид | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Новый вид | ||||||
Условие пропуска | Если за ним нет поездов | Если в пределах окончания секции/комбо нет поездов | Если за ним нет поездов | Если в пределах окончания секции/комбо нет поездов | Если существует свободный путь | Если существует свободный путь |
Направление транспорта | Зависит от направления сигнала | Зависит от направления сигнала | Зависит от направления сигнала | Зависит от направления сигнала | Любое | Зависит от направления сигнала |
Итог: Идеальный вариантов нет, можно также придумать и оптимизировать множество различных (и более эффективных) вариантов под каждый конкретный случай. Экспериментируйте, и у Вас получится прибыльная транспортная сеть.